Аутизм (замкнутость, негативизм), описание симптомов болезни, профилактика, причины, последствия болезни и ее лечение
Описание - Аутизм (замкнутость, негативизм)
Латинское название: Autism
Синонимы: Расстройства аутистического спектра
Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью (от многократного повторения каких-либо движений: кивание головой, потряхивание руками или подпрыгивание, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, негативизм, крики, самоповреждение, и др.).
Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми, травматичными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.
Известен факт, что в семьях наряду с обыкновенными детьми рождаются дети с аутизмом, и, наоборот, второй ребенок в семье оказывается обыкновенным, в то время как у первого — РАС (расстройства аутистического спектра). Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование.
В последнее время аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС — "расстройства аутистического спектра". Среди этих расстройств выделяют: синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта, атипичный аутизм.
Описание заболевания - Аутизм (замкнутость, негативизм):
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Еще в 2000 году по официальным данным считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных детей в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.
СИМПТОМЫ
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики: невозможность устанавливать социальные контакты, отстраненность от внешнего мира, страх изменений в окружающей обстановке, "граммофонная" речь и т.д. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды.
К специалистам(невролог, психолог, психиатр) ребенок попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к таким оценкам: "Странный, не такой, как все". Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей нарушениями — например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, был необычно пассивен: "Как мешочек с песком",- по словам родителей. Боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем, отказывался от пищи определенного цвета или вида.
ДИАГНОСТИКА
Диагностика аутизма базируется на анализе поведения ребенка. В списке симптомов - стереотипный характер речи, отсутствие эмоциональной или социальной взаимности, навязчивый интерес к каким-либо конкретным предметам. Расстройство должно отмечаться у ребёнка до 3-х лет и характеризоваться отклонениями в общении или задержкой развития, проблемами в требующих воображения играх. Психиатры применяют специальные методы диагностики: опросник для диагностики аутизма, шкала наблюдения для диагностики аутизма, оценочная шкала детского аутизма.
Следует различать: аутизм (замкнутость, негативизм), умственная отсталость, другие неорганические психотические расстройства, потеря слуха неуточненная, нарушения речи, не классифицированные в других рубриках
ПРОГНОЗ И ОСЛОЖНЕНИЯ
Если диагноз был поставлен до 1,5 лет и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к 7 годам уже никто даже и не подумает, что ребенку когда-то ставили диагноз "аутизм". Учеба в условиях обыкновенной школы не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку.
Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом — инвалиды, инвалидность может быть снята. Это происходит благодаря правильно организованной системе коррекционной помощи.
Одной из основных задач родителей и специалистов, является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это возможно, ведь среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — в общем, успешные состоявшиеся в жизни люди.
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
Коррекция аутизма должна быть комплексной. Ведущее место отводят психолого-педагогической работе. Конечно, медикаментозное лечение необходимо и целесообразно во многих случаях, но подходить к нему нужно очень осторожно. Самостоятельное назначение любых препаратов недопустимо. В настоящее время разработано много эффективных методик, которые направлены на коррекцию и лечение аутизма.
Например, терапия общения помогает ребёнку выработать самостоятельность, независимость, навыки адаптации. Хорошие результаты дают аудио-обучение и вокальная тренировка. Кроме того, необходимо заниматься лечебной физкультурой, помогающей ребёнку правильно владеть своим телом. Родители должны постараться понять своего ребёнка и установить с ним контакт. Очень полезно общение с семьями, которые также столкнулись с проблемой аутизма.