Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в 4-й
В НИИ СП им. Н.В. Склифосовского провели пересадку легких пациентке с муковисцидозом. Программа трансплантации легких, успешно стартовавшая в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского в прошлом году, п
Watch the INTRABEAM IORT Procedure for Breast Cancer
Статья
ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Интерес к государственно-частному сотрудничеству возник достаточно давно: первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 г. Активно государственно-частное партнерство (ГЧП) начало использовалось многими странами на в начале XX века..
Необходимость в ГЧП возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность: здравоохранение, объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура и т.п.), ремонт, реконструкция и содержание объектов социальной значимости, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование.
Государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах и сохраняет контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над определенным видом деятельности.
Партнерство государства и частного бизнеса следует характеризовать как долгосрочное взаимодействие с целью привлечения дополнительных источников финансирования.
В этой связи существует потребность в механизме государственно-частного партнерства, который совмещал бы в себе условия рынка и современные эффективные методы управления. Это включает также и механизмы эффективного поиска источников финансирования инфраструктурных проектов на основе экономической заинтересованности.
Имея такие механизмы государство может финансировать объекты здравоохранения совместно с представителями бизнес сообщества, покрывая тем самым большее количество затрат на данные объекты.
На основе зарубежного опыта можно выделить несколько ключевых направлений развития:
Первое направление – накопление объема информации для повышения качества оказываемой услуги и обоснования пользования услугой.
Возникает потребность в информации о качестве и результатах оказания медицинской помощи по отдельным медицинским учреждениям и страховым компаниям. Недостаток информации и умения пользоваться этим усиливает позиции медицинских учреждений в диалоге с потребителем медицинской услуги и способен сдерживать конкуренцию. Отсутсвие единого, регламентированного информационного пространства в сфере здравоохранения является сдерживающим фактором развития отрасли.
На данном этапе возникает потребностьоценке деятельности медицинских учреждений через набор унифицированных критериев для учреждений определенного типа, составление рейтингов однотипных организаций по этим показателям.
При этом важно учитывать вариацию структуры случаев (например, в клинических больницах доля сложных случаев всегда выше, что может негативно отразиться на уровне больничной летальности), поэтому используются критерии оценки с учетом данного фактора.
Преследуя эти цели комитет здравоохранения АМПР создал и развивает проект "Здравоохранение 2.0".
Проект нацелен на стимулирование развития профессионального, качественного, ответственного медицинского обслуживания населения не только государственными учреждениями, но и частными, путем предоставления информации о качестве предоставляемых услуг.
Кроме того, проект стимулирует медицинские учреждения активнее внедрять новые технологии в обслуживание: отказываться от бумажных медицинских карт в пользу электронного документооборота, активнее использовать электронные очереди и запись через интернет, осваивать новейшее медицинское оборудование.
Комитетом здравоохранения была проведена большая аналитическая работа и сформированы критерии оценки частных и государственных Лечебно-профилактических учреждений:
Так же важным направлением развития является:
• открытость информации для потенциальных потребителей;
• участие врача в выборе медицинской услуги, для чего медицинский персонал должен предоставлять информацию об альтернативных медицинских услугах.
Недостаток информации – это пока барьер для свободного взаимодействия рыночных сил даже в странах с хорошо отработанной структурой конкурентных систем. Не только индивидуальные, но и коллективные покупатели медицинских услуг все еще не имеют достаточно достоверной базы для выбора наиболее эффективных поставщиков услуг.
Должны возникнуть новые механизмы финансового планирования медицинских учреждений с новыми системами договорных отношений и оплаты медицинской помощи, в частности взаимодействие с страховыми компаниями.
Затраты на подготовку, заключение и мониторинг выполнения медицинских услуг должны оправдывать те выгоды, которые они обеспечивают с точки зрения повышения качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов. В ситуации регулируемых цен конкуренция смещается в сторону объемных и качественных параметров конкурсного размещения заказа.
Необходим комплекс мер по нейтрализации рисков. Это связано с тем, что в конкурентных системах ОМС повышается экономическая мотивация страховщиков к выбору наиболее здоровых контингентов населения, чьи расходы на медицинскую помощь ниже. Эта мотивация будет расти по мере превращения страховщиков в реальных носителей финансовых рисков, что является имманентной характеристикой конкурентной модели ОМС.
Становится выгоднее применять маркетинговые стратегии, манипулировать страховыми программами и пр., чем оптимизировать издержки на оказание медицинской услуги, поэтому особая роль принадлежит системе выравнивания финансовых рисков страховщиков. Она позволяет учесть вероятность будущих расходов разных групп застрахованных.
Наиболее важным условием является ликвидация локальной монополии там, где это возможно и необходимо. Это процесс носит конфликтный характер, поскольку во многих случаях крупные медицинские организации доказывают свою более высокую клинико-экономическую эффективность, но возможности разукрупнения все-таки существуют, особенно в амбулаторной помощи.
Путями к достижению цели станет:
1) поощрение межтерриториальных потоков пациентов и медицинских услуг, создание на этой основе стимулов к преодолению географических границ сферы деятельности медицинских организаций;
- Большее привлечение к выполнению заказа частных коммерческих медицинских организаций и других поставщиков услуг, способных брать на себя часть функций традиционных исполнителей заказов в общественной системе здравоохранения.
Есть мысли на тему статьи? Поделитесь!